Утверждаю

Директор МУК «ВИПМ»

Садаков В.И.___________

«____»___________2018 г.

 

 

Муниципальное учреждение культуры

"Вахтанский историко-природный музей"

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа дополнительного образования для детей

экологической направленности «По следам истории».

 

 

 

 

 

Программа разработана сотрудником музея:

методист Стародубова С.А.,

 

 

 

 

 

Р.п. Вахтан.

2018 год.

      Введение.

      Концептуальные основы программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.1998 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Школьный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми.

 

 

 

Пояснительная записка.

Актуальность создания экологической программы - анализ планирования воспитательно - образовательной работы по экологическому воспитанию детей. К тому же, необходимо развивать не только способности ребёнка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении ученикам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество «Вахтанского историко-природного музея» с МАОУ «Вахтанской средней школой» и Вахтанским Лесничеством. Поэтому данная экологическая программа построена на привлечении к дополнительной образовательной деятельности социальных партнёров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал.

Программа предназначена для повышения уровня экологической образованности учащихся и применения полученных знаний в повседневной жизни. Актуальность программы заключается в том, что через экологизацию своих знаний учащиеся приходят к осознанному выбору здорового образа жизни, к необходимости изменения существующего отношения к флоре и фауне нашего края. Программа дополнительного образования детей «По следам истории» тесно взаимосвязана со школьными предметами географией, историей, биологией, природоведением, краеведением.

Цель программы:

Воспитание – главное!

Образование – важное!

Защита – необходимое!

Экология – актуальное!

Образование и воспитание экологически сознательного поколения, способного предупреждать и решать проблемы социально-экологической сферы.

Задачи:

- углубление и расширение эколого – краеведческих знаний, заложенных в школьных дисциплинах географии, биологии, истории, природоведении;

- привитие навыков исследовательской работы;

- формирование экологически грамотного мировоззрения;

- формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам нашего края;

- удовлетворение познавательных (учебных, исследовательских, игровых) потребностей развивающейся личности;

- развитие познавательной, творческой активности;

Виды деятельности:

Данная экологическая программа на протяжении нескольких лет будет дополняться необходимой информацией, занятиями и играми.

1. Организованные:

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;

– экскурсии (парк, лес весной, летом и осенью, реки и т.д).

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в зале природы Вахтанского музея, труд в уголке природы;

– целевые прогулки на природе, походы;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), экологические сказки;

– рассказы о животных, растениях, памятниках природы т.д.;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

– сбор природного материала для гербариев, семян, камней, листьев;

– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.);

– экологические тропы,

– игры (подвижные, дидактические, музыкальные, интеллектуальные, “Поле чудес”, “Что, где, когда?”) и викторины;

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей от 5 – 15 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц продолжительностью 30-45 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Содержание программы:

Тема 1. «История нашего края».

- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных;

- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/.

Дидактические игры: «Природа –не природа»,«Угадай, что в мешочке»,«Что такое природа?».Сбор мусора на экологической тропе.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа».

Игра «Мой дом».

- Наблюдать за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона.

Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких».

Тема 2. «Животный мир леса».

- Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

Игра «Экологические цепочки».

Просмотр обучающего видеофильма: «Сравнение диких и домашних животных».

- Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных.

Дать представление о лесном жителе, например, о бобрах (внешний вид, среда обитания).

Анкета для родителей «Ваше отношение к животным».

Правила поведения в природе. Красота окружающей природы.

Бережное отношение к природе родного края.

Акция «Помогите птицам выжить».

Развлечение «День синицы».

Тема 3. «Человек и природа».

- Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых.

- Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

Выявление местоположения произрастания реликтовых деревьев.

Разработка маршрутов посещения мест произрастания реликтовых деревьев.

Очистка территории вокруг реликтовых деревьев, «лечение» деревьев.

Документирование реликтовых деревьев и мест их произрастания с установлением охранных мероприятий.

Лекция: «Через добрые дела можно стать юным экологом».

- Показать, что юный эколог – это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах.

- Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

- Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки.

Тема 4. «Экосистема – лес».

Лекция «Лес –многоэтажный дом».

- Уточнить: лес как пример сообщества.

Игра «У каждого свой дом».

Экскурсии в лес или парк.

Игра «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?»

Целевая прогулка в парк «Определение пород деревьев».

Анкетирование для родителей: «А у вас какая ёлка?».

- Придумывать с детьми содержание плаката, направленного на сохранение ёлок.

- Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться о сохранении растений.

Бережное отношение к природе родного края.

Сравнение искусственной и живой ели.

Беседы о пользе деревьев и о вреде сплошной вырубки, санитарные рубки.

 

 

1 этап: Первая поездка директора «Вахтанского историко-природного музея» с местным жителем, охотником Несветаевым Г.Н. с целью исследования местонахождения реликтовых сосен нашего края.

2 этап: Поездка сотрудников музея к вековым деревьям с целью расчистки территории вокруг сосен.

3 этап: Третья поездка сотрудников музея совместно с участковым лесничим Колесниковым А.П., педагогами МАОУ «Вахтанской средней школы» и учащихся 4-7 классов. Ознакомиться с реликтовыми соснами, что позволит ребятам оценить состояние окружающей среды, узнать историю возникновения названия посёлка Вахтан, провести практические занятия на месте (измерить диаметр, окружность и высоту дерева, профилактические лечебные мероприятия), познакомиться с жизнедеятельностью бобров и плотиной, приобрести навыки нравственного поведения в природе и первые навыки научно - исследовательской деятельности, установить аншлаги с надписью: «Особо охранный участок. Памятник природы».

4 этап: Провести в залах музея квест-игру «Лесомания» для учащихся 4-7 классов. Данная игра предусматривает игровой соревновательный формат. Задания включают в себя темы флоры и фауны нашего региона и истории края.

5 этап: Поездка краеведов общества «Наследие» Шахунского городского округа г. Шахунья в посёлок Сява, с целью изучения истории, традиций, ремёсел поселений. Познакомиться с историей возникновения и становления посёлка.

6 этап: Провести познавательно-игровую программу для детей начальной школы и детских садов «По следам истории». В программе знакомство с историей края, рассказ о реликтовых соснах и жизнедеятельности бобров, игра «Рыбалка» и мастер-класс из природного материала «Смастери бобра».

Направленность экологической программы - обучение детей навыкам самостоятельной исследовательской деятельности. Предусмотрено более углублённое изучение природы посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность. Занятия призваны дать обучающимся экологические, исторические и биологические знания о живых и неживых объектах окружающей среды своего региона.

 

 

Решаемые задачи:

- формирование у воспитанников понимания единства взаимоотношений человека и природы,

- формирование эстетического восприятия родной природы,

- содействие профессиональному выбору воспитанников и их адаптации в окружающем мире.

 

Задачи, стоящие перед детским коллективом:

1. Образовательные:

  • Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего, как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- Обогащать представления детей о природе родного края, о многообразии природного мира, об особенностях существования животных и растений в сообществе (в лесу, в парке, на реке, в посёлке), о взаимодействии человека и природы.

- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями и животными природы.

- Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

- Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

- Формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

Условия реализации программы.

Образовательный уровень реализации программы дополнительного образования «По следам истории» может быть обеспечен благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, методики экологического образования, а также инновационных технологий развития экологического сознания.

Экологическая психопедагогика рассматривает охрану природы как социальную проблему имеющей гуманитарный аспект. Педагогический процесс формирования и развития экологического сознания строится на основе методик, которые позволяют использовать закономерности становления и развития личности.

Мир окружающей природы рассматривается при этом не столько как окружающая среда, именно как мир природы, а человек как часть этого богатого мира. Экологическая психопедагогика ориентирует человека на равноправное, партнёрское взаимодействие с природой.

Реализация данной программы предусматривает использование различных форм и методов учебной деятельности, позволяющей активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Эти способы включают передачу информации от педагога к обучающемуся с использованием методов устного изложения материала: лекций, бесед, рассказов и т.д. Это позволяет раскрывать основные положения и ключевые понятия содержания программы. Наиболее эффективны занятия-практикумы, конференции, путешествия, ролевые и имитационные экологические игры. Прочному усвоению и осмыслению знаний способствуют практикумы и экскурсии по изучению природных объектов.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

От реализации данной экологической программы дополнительного образования «По следам истории» ожидаются следующие результаты:

- повышение экологической грамотности и воспитанности обучающихся;

- обретение каждым воспитанником активной жизненной позиции;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации обучающихся.

 

В качестве технического оснащения занятий возможно применение современных коммуникативных технологий (Интернета, компьютерных технологий, интерактивных программ по темам).

Для реализации программы необходимы следующие минимальные средства:

Плазма, ноутбук, фотоаппарат и необходимое программное обеспечение;

Презентационные материалы по тематике исследовательских работ самих обучающихся;

Справочники и определители на электронном или бумажном носителе.

 

 

 

 

Отзывы и предложения:

Отзывы учителей МАОУ «Вахтанской общеобразовательной школы» остались только положительными. Продолжаем сотрудничать и дальше со школой и детскими садами «Одуванчик» и «Ёлочка». Разрабатываем уроки для детей разных возрастов в этом направлении.

 

Выводы:

Достичь поставленных целей и задач. Продолжить разрабатывать и усовершенствовать данную программу для детей. Добавить, как можно больше информации. Данная экологическая программа дополнительного образования «По следам истории» помогает познакомить детей с историей края, жизнью леса и его обитателей, закрепить знания ребёнка.

 

Используемая литература:

  1. Молодова Л.П. - Игровые экологические занятия с детьми: Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей - Мн: «Асар» 1996.
  2. Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в природе. География в школе. 1982-№5.
  3. Плешаков А.А. программа факультативного курса «Экология для младших школьников» Вестник образования- 1993 - №6.
  4. Плешаков А.А. Программа «Природа и мы» (2 кл.), «Сохраним природу» (3 кл.): программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений - Курган: ГУНО Администрация Курганской области-1993.

5. Плешаков А.А. Экология для младших школьников (факультативный курс для начальных классов) - М. Просвещение 1995.

6. В.В. Петров «Лес и его жизнь.» Просвещение, М..1988.

 

 

 

Литература, рекомендованная для обучающихся.

1. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины». М., Просвещение.1981 год.

2. Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких». М, Педагогика.1982.

3. Формозов А.Н. «Спутник следопыта» М., МГУ 1990.

4. Планета - наш дом: учебная Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. (сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская - М.Лайда, 1995).

5. И.Я. Павлинов «Удивительная жизнь животных». М., Астрель 2000.

6. Энциклопедия для детей. Биология. М., Аванта+. 2001 г.

 

 

 

 

 

 

Адрес:
606900, Нижегородская область, городской округ город Шахунья, рп. Вахтан, улица Карповская, д. 17 "А".
Муниципальное учреждение культуры"Вахтанский историко – природный музей"