Утверждаю

Директор МУК «ВИПМ»

Садаков В.И.___________

«____»___________2017 г.

 

 

Муниципальное учреждение культуры

                                                                 "Вахтанский историко-природный музей"

 

 

 

 

Программа по культурологическому направлению

«По следам прошлого».

Состоит из 5 уроков.

Возраст детей 5-7 лет.

 

 

 

 

Автор: методист МУК ВИП музея

Стародубова Светлана Анатольевна

 

 

 

 

                                                                        р.п. Вахтан г.о.г. Шахунья

Октябрь-декабрь 2017 г.

 

 

 

Программа «По следам прошлого» для дошкольного возраста.

Срок реализации октябрь-декабрь 2017 года.

Ожидаемый результат:

  1. Предоставить возможность познакомиться ребёнку с историей нашего края, с развитием и становлением посёлка Вахтан.
  2. Развивать у детей кругозор о Русской избе, предметах быта.
  3. Расширить знания о лесе и о лесных богатствах, познакомить с правилами поведения в лесу, воспитывать любовь к окружающему миру. Воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.
  4. Закрепить знания ребёнка о диких животных, их детёнышах, о месте проживания.
  5. Привить любовь детей к народным традициям, расширить их представление о культуре русского народа, развить нравственное восприятие мира.

 

Объяснительная записка:

Во время занятий рассказ сопровождается соответствующей экскурсией по залам музея на предоставленную тему, загадками, пословицами, участвуют в викторинах вопрос-ответ и подвижных играх. Подготовлены презентации и познавательные видео.

 

 

                      Автор и разработчик программы – методист Стародубова Светлана Анатольевна.

 

 

 

Программа разработана в рамках сотрудничества

с дошкольными учреждениями.

 

Данная программа разработана для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 5 занятий (все занятия проходят в музее). Октябрь – два занятия, ноябрь – два занятия и декабрь – одно занятие.

Цели программы:

- воспитывать патриотизм и нравственностьу детей к родному краю;

- развивать любовь ребёнка дошкольного возраста к народной культуре и истории;

- формировать у детей творческое начало в условиях музейной среды.

Задачи программы:

- познакомить с историей возникновения и развития нашего посёлка; воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине;

- изучить основы жизни крестьян прошлого столетия, познакомиться с Русской избой изнутри и предметами быта;

- углубить воздействие музея на одухотворённую душу ребёнка; формировать потребность и навыки общения с музеем;

 

- воспитывать культурологические, эстетические и духовно-нравственные качества;

- расширить лексикон детей новыми словами и понятиями.

Формы работы:

- сообщение нового материала в виде лекции-беседы и экскурсии по музею;

- урок сопровождается показом подготовленных презентаций и видеофильмов с использованием мультимедийного оборудования;

- разгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц.

 

 

 

Октябрь.

Урок № 1 – Экскурсия по музею и рассказ о возникновении и развитии нашего посёлка.

Урок № 2 – Обзорная экскурсия по залу музея «Русская изба» и лекция о быте крестьян прошлого века. Видео-показ презентации «Изба – в ней мудрость вековая…».

Ноябрь.

Урок № 3 – Обзорная экскурсия в зал музея «Лес – наше богатство» и лекция-беседа в виде вопрос-ответ о лесе. Знакомство с правилами поведения в лесу.

Показ практических заданий в виде презентаций: «Урок для детей о природе» и «Практическое упражнение. Сортировка мусора».

Урок № 4 – Лекция – беседа о диких животных. Обзорная экскурсия в зал музея с чучелами животных. Показ презентации «Дикие животные» и видео.

Декабрь.

Урок № 5 - Лекция-беседа «Народные традиции и обычаи на Руси». Знакомство со старинными обрядами и праздниками. Видео-показ мини фильмов о каждом празднике.

 

 

 

Урок № 1. История нашего посёлка

Наш посёлок раскинулся на реке Вахтан и реке Кугунер на 3-4 км. Название реки Вахтан, по одной из версий, принадлежит монгольскому языку и означает «Стоянка».

История нашего края, нашей маленькой Родины уходит далёко в прошлое. В том месте, где расположен наш Вахтан был дремучий лес, с дикими зверями и птицами. Как следует из старинных документов, здесь в прошлом столетии, где–то в 1878 году, возник кордон «Кормёшка». Пролегал через здешние места санный путь на север, путники останавливались отдохнуть, покормить лошадей, отсюда и название «кормёшка». Места здесь были глухие и таёжные. Некоторые сосны достигали толщины в несколько обхватов (фото).

Возникновение посёлка обязано постройке Канифольно – Экстракционного Завода – первенца индустриальной химической промышленности.

Строительство его в своё время было одной из крупнейших строек на территории Нижегородской области. Постановление о строительстве этого завода 5 августа 1921 года подписал В.И.Ленин (стенд). Место выбрали потому, что были большие запасы исходного сырья – смолистого пня, то есть сосны (показ экспозиции).

С началом строительства потянулась сюда деревенская беднота, подростки, отцы которых погибли во время первой Мировой войны. Одни из них нашли приют в доме лесника Кузьмы Демидовича Огурцова (, которого впоследствии стали считать первым жителем посёлка Вахтан - фото), другие устроились в землянках, сохранившихся на берегу Вахтан от охотников.

Возглавил строительство Иосиф Владимирович Филиппович (фото). Он был назначен председателем и главным инженером особой строительной комиссии Вахтанского строительства.

В 1922 году построили небольшую электростанцию. Одновременно со строительством завода строили жильё – первые два барака (фото) были построены в 1921 – 1922 годах.

  • 1923 году строится лесопильный цех, кирпичный завод. Осенью 1924 года сдали в эксплуатацию здание клуба (фото) на 150 мест, в 1925 году оборудовали радиоузел. этом же году построили больницу на 25 коек, типовую пекарню, небольшой магазин (на этом месте сейчас находится здание средней школы). Первая начальная школа была открыта в 1923 году, в 1932 году реорганизована в фабрично – заводскую семилетку.

Первой заложили улицу Карповскую – в честь инициатора канифольного производства и первого министра химической промышленности Льва Яковлевича Карпова (фото), затем улицы Ленина и Заводскую (в 1982 году переименована в улицу Филипповича) (фото Филипповича).

Первого октября 1927 года завод вступил в строй действующих предприятий страны и стал давать дефицитную продукцию канифоль, скипидар и флотомасло.

А теперь немного попробуем отгадать загадки:

  1. Можно в нем носить цветы
  • орехи, и грибы.

Потрудись-ка ты немножко,

  • лозы сплети ... (Лукошко)
  1. Предмет, который в старину женщины использовали для глажения белья после стирки. (Рубель)
  2. Привяжешь — пойдут,
  • — останутся. (Лапти)

2 зал:

Сокончанием строительства завода встал вопрос о расширении лесного производства.И на Вахтане возникло ещё одно предприятие – леспромхоз.

Валку и разделку леса вели топором и поперечной пилой (макеты пил), позднее появляется лучковая пила. Вывозка леса производилась лошадьми (фото). Леспромхоз имел около 100 лошадей собственного обоза.

  1. Кланяется, кланяется,
  • домой — растянется. (Топор)
  1. Зубы имею,
  • зубной боли не знаю. (Пила)

3 зал:

  • Вахтане появляются машины ГАЗ – АА с прицепом и трактора. Зимой трактора по ледяной дороге вывозили до 10 саней (фото).

4 зал:

Этот зал у нас посвящён технике. Посмотрите, ребята, какими телевизорами и компьютером пользовались ещё совсем недавно, в сравнении с современными технологиями. Вместо пластинок большинство из нас используют диски, чтобы посмотреть художественный фильм или детские мультфильмы, послушать музыку.

5 зал:

Начавшаяся Великая Отечественная война создала огромные трудности в работе и жизни посёлка. Мужчин и лучшие машины взяли на фронт. Остались старики, женщины и дети, они пошли на производство.

Леспромхоз поменял продукцию на военную. Заготавливали много дров для паровозов, выпускали тару для мин и снарядов, лыжный кряж, ружейную болванку, заготовки к пушкам.

В посёлке надлежало разместить 200 семей беженцев, до 3000 человек призывников, формировавшейся в Шахунском районе Стрелковой дивизии, эвакогоспиталь на 500 коек, где находились на излечении военнопленные, детдом, эвакуированный из Ленинградской области. Здание школы с 1942 по 1947 год было занято под госпиталь.

  • всячески оказывали посильную помощь фронту. Привлекали на работы предприятий домохозяек. Женщины вязали тёплые вещи для воинов Красной Армии. Население посёлка не раз выходило на воскресники по заготовке топлива для детских учреждений, школ, больницы, клуба. Помогали беженцам и их детям одеждой, обувью, детским бельём. собрали 144 тысячи рублей на постройку самолёта «Вахтан».
  1. То толстеет,

         То худеет,

         На весь дом голосит. (Гармонь)

 

6 зал:

Много жизней унесла война. В годы ВОВ Николай АлексеевичРогожников (стенд) был удостоен звания Героя Советского Союза.

Геройски сражался с немецко – фашистскими захватчиками артиллерист старший сержант Николай АлексеевичРогожников (витрину показать с фото). Родился в 1919 году в деревне Содом Кировской области. После окончания неполной средней школы работал слесарем на руднике «Кочканарзолото» Челябинской области, а затем переехал в рабочий посёлок Вахтан Шахунского района и здесь поступил работать на канифольный завод. В июне 1941 года Николая Рогожникова призвали в ряды Красной Армии. Боевое крещение он получил под Можайском. После госпиталя – снова на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, освобождал Харьков.

В числе первых сержант Рогожников форсировал Днепр, с группой бойцов захватил небольшой плацдарм, удерживал его, отражая яростные атаки противника.

Отличился орудийный расчёт старшего сержанта Рогожникова и при форсировании Одера в январе 1945 года. В то время он служил в истребительно – противотанковом полку. Меткой орудийной стрельбой он уничтожил пять вражеских танков, а когда орудие вышло из строя, Николай Рогожников противотанковыми гранатами поджёг ещё два танка. Раненый, он остался в строю. С боями Рогожников прошёл путь от Москвы до Праги.

За героизм, проявленный при форсировании Одера, гвардии старшему Сержанту Николаю Алексеевичу Рогожникову Президиум Верховного Совета СССР 10 апреля 1945 года своим указом присвоил звание Героя Советского Союза.

Герой Одера в 1948 году возвратился в посёлок Вахтан. Здесь он многие годы работал электромехаником в Вахтанском химлеспромхозе, инженером охраны труда и техники безопасности. Был делегатом 22 съезда КПСС. Именем Рогожникова названа одна из улиц посёлка.

7 зал:

Этот зал мы посвятили афганским событиям. С нашего посёлка ушли служит 22 солдата (фото на верху на стене) и один из них не вернулся с этой войны – это Мухачёв Николай (стенды и витрины). В честь его у нас названа улица – Мухачёва.

8 зал:

После окончания войны вернулись оставшиеся в живых мужчины. Истосковавшиеся по мирному труду рабочие трудились, не жалея сил. Продукция военных лет меняется на мирную, выпускается 30 её видов. Выпускается пиломатериал, стружка, мебель (макеты показать).

9 зал:

Этот зал посвящён нашей церкви, названной в честь иконы Казанской Божьей Матери. Показать фото и витрины, замок, подаренный спонсором на открытие храма.

  1. Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает, Не лает,

А в дом не пускает. (Замок )

10 зал:

В этом зале у нас находится продукция Леспромхоза 80-90-х годов прошлого столетия. Макеты дачного домика, скамейки, мебели, фургона и т.д.

11 зал:

Этот зал посвящён медицине, милиции, лесхозу, дому быта, спортзалу, Детско-юношескому центру, школе. Также посвящена витрина и стенд Перетягину Виталию Петровичу, человеку, который сделал для нашего посёлка очень много. Во время его правления были заасфальтированы дороги, построены здания больницы, аптеки, создан наш историко-природный музей и многое другое.

На этом наш первый урок-экскурсия по истории и развитии нашего посёлка подошла к концу. Ребята, давайте с вами подведём не большой итог по истории нашего посёлка.

  1. Что вам запомнилось в нашем музее?
  2. Что новое вы здесь увидели?
  3. Какие предметы вас заинтересовали?

Спасибо за внимание!

 

Список используемой литературы:

- Березин П.С., «История нашего края»;

- Книга «Экскурсии по залам».

Урок № 2. Лекция о Русской избе для детского сада

Быт крестьян ушедший дальний,

Дух славянский изначальный…

Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам расскажу о том, как жили наши прабабушки и прадедушки. Проходите в нашу избу, посмотрите, как здесь всё для вас необычно, всё по-другому, чем сейчас в наших квартирах.

В старину дома строили из брёвен и такие дома называли… как вы думаете? (1) Правильно «Избами». Раньше при встрече люди здоровались как? А вот так – люди совершали низкий поклон (показываю).

Главной в каждой избе являлась печь. (2) А для чего, ребятки, нужна печь в доме? (ответы детей) Правильно, печь топили для того, чтобы в избе было тепло. А ещё на печке готовили еду: щи, каши, пекли хлеб и пироги. Раньше кастрюлей и сковород не было, в чём же хозяйки варили? (ответы детей)

Загадка: Он – как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголёк?

Кому сварит… (3) Чугунок!

Чугуны делали из чугуна, это такой металл, который не плавится при любой температуре, ведь в печи было очень жарко.

- Ребята, а как вы думаете: как же надо было достать чугунок из печи, ведь он же был горячим? (ответы ребят). Да, нам понадобится помощник – это ухват. (4)

Загадка: Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Посмотрите, как с помощью ухвата я ставлю чугунок в печку. (Дать попробовать детям самим поставить чугун в печь) Ухват всегда ставили возле печи.

На столе у нас лежат деревянные ложки. (5) Заготовки для ложек назывались баклушами. Ещё существовали особые правила пользования ложкой за общим столом. Каждый, кто садился за стол должен был сначала зачерпнуть из общего котелка, так как раньше каша выставлялась в котелке. И каждый, кто уже почерпнул своей ложкой, должен был облизать ложку и прожевать пищу и только после почерпнуть из котелка снова.

Ой, ребятки, вы не слышите: кто-то плачет, мне кажется. Конечно же, это ребёнок. Раньше не было ни кроваток, ни колясок, поэтому малыша ложили в люльку, (6) а люлька была подвешена на Очап и этот очап крепился к потолку.

- Какие вы, ребята, знаете колыбельные? Вам, наверно, мамы или бабушки их напевают на ночку? А давайте напоём. Всё, тихо, малыш уснул.

Людям в старину приходилось очень много трудится, они работали от мала и до велика с утра и до вечера. Как вы думаете, чем занимались наши прабабушки и прадедушки? Ведь они всё делали своими руками. (ответы детей, например, мололи и сеяли муку, пряли и т.д.)

- Да, раньше хозяюшки пользовались этим предметом, да и сейчас ещё он не вышел из нашего обихода, это сито. (7)

Есть сито, а есть решето, у него по больше дырочки. Просеянная мука через решето была полезнее и хлеб из неё был также полезнее для человека. Говорили: «не проходит в сито, «бей в решето», но зато к Ситу относились как к священному предмету. Считалось, что при помощи сита можно было изменить погоду на улице. Если долго не было дождя, урожай пропадал, сито поворачивали дном вниз и с определённым заговором старались вызвать дождик. Поэтому, когда на улице идёт мелкий дождь, то мы говорим: «Сегодня он сеет, моросит, как сквозь сито». Если дождик надоел, то сито поворачивали вверх дном и опять с определённым заговором старались этот дождик остановить.

  • ещё люди верили, если у человека болела голова, то можно было сито приложить к голове и постучать по нему 3 раза, то головная боль проходила. В те времена часто вспыхивали эпидемии (, т.е. массовые болезни) и люди верили, что если через сито пролить воду, то такая вода способна остановить любое заболевание.

- А вот у нас на стене висят одежды, женщины сами всё шили. Вот и прялка. (8) (показать) На прялке пряли пряжу, здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Девушки и женщины сидели за прялкой долгими зимними вечерами и приговаривали:

Ты, помощница моя,

Прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне,

чтоб не видно края.

Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите общего во всех этих одеждах? Правильно, рисунок – клетка. Клетка в старину являлась знаком плодородия и плодовитости. Одежда была домотканой, многоярусной, многослойной. Юбки у женщин носились широкими, а почему? Да потому, что женщины свою фигуру скрывали. Одежда была льняная, очень плотная, если её постирать, она как говорится «стояла колом». Как же такую одежду гладили? А вот как - люди придумали вот такой предмет (показать) – Рубель, (9) называется. Им мяли одежду, для того, чтобы она была мягче. А вот чуть позже, придумали угольные утюги (10) (показать), в него закладывали горячие угли. А ещё позднее появились чугунные утюги. (11) (дать детям потрогать ручками)

Вот это у нас, ребята, Ткацкий стан. (12) Он был незаменимым предметом в крестьянской избе. На нём ткали холсты, а из холста шили одежду и другие изделия, необходимые в хозяйстве.

А что раньше люди носили на ногах? Какую обувь? Что вы об этом знаете? Правильно, лапти. (13) Раньше была обувь без каблука и без подошвы. Делалась она из бересты и из лыка. Лапти быстро истирались.

А ещё чем занимались наши предки? Например, ткали половики. (показать) (14) Но ведь люди не только свою жизнь проводили за работой, они любили, и поплясать и попеть, сходить друг к другу в гости, попить чаю, поделиться новостями.

В каждой избе, ребята, был Красный угол. (15) Вот и у нас есть такой угол, посмотрите сюда. (показываю) Это – Божница, здесь висела икона или не одна, накрытая Рушником. (16) Рушник – это обрядовая вещь, об него никогда не вытирали руки. Его женщины вышивали, как правило, по ночам. Так как на рассвете обряд терял силу и если женщина запоздает с вышиванием, то Рушник уже не считался Рушником, а считался – Ручником. А вот об Ручник руки можно было вытирать. Рядом под Божницей стояли стол и лавки.

На столе стоял, выпуская пар,

древний чайник – Самовар. (17)

А ещё как думаете, почему раньше фотографии вывешивали в рамках? Сейчас же не вешают в такие рамки, поставят на столик и на тумбочку. А раньше, ребята, фотография считалась произведением искусства, а фотограф – волшебником. И такие рамы вешали на самое видное место.

Кстати, раньше тумбочек и шкафов не было, а были сундуки. (18) Все вещи хранили в сундуках. Чем богаче был человек, тем красивее был оформлен сундучок.

У меня для вас есть небольшая корзиночка. В ней – игра, которая называется «что стало, а что было». Я вам говорю, что стало сейчас, а вы мне говорите, что было:

*Дом – изба, *Плита – печь, * Чайник – самовар,

*Кастрюля – чугунок, *Шкаф – сундук, *Утюг – Рубель.

Ну, молодцы ребята, со всеми моими заданиями справились.

  • этом наш урок подошёл к концу. Вам понравилось?

Придёте ко мне ещё в гости?

Спасибо вам за внимание!!!

 

Список литературы:

- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа) -М.: Вако, 2005.-160 с.- (Дошкольники, учим, развиваем, воспитываем);

- Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста (Богачёва И.В. и др.-М.: Издательство ГНОМиД, 2005.-232 с.

- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы.» - 3-е изд., испр. и док. – М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

- Использование ресурса интернета.

Урок № 3. Тема: «Лес. Природа»

Цели: расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах;
познакомить с правилами поведения в лесу;

обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;

воспитывать любовь к окружающему миру, к родному краю;

воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Ведущая: Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное место, которое хранит очень много тайн. Сейчас я загадаю вам загадку и вы сразу отгадайте о чём пойдёт речь:

Дом со всех сторон открыт ,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Город этот не простой, он дремучий и густой. (лес)

 

На фоне фонограммы «Голоса леса»

 

А зачем мы сегодня будем говорить о лесе, как вы думаете?

- Чтобы узнать что-то новое.

Но для того, чтобы отправиться в лес, мы должны знать правила

поведения в лесу. Какие правила вы уже знаете, давайте попробуем перечислить:

  1. Не ломать живые ветки деревьев и кустарников.
  2. Не рвать красиво растущие травы и кустарники.
  3. Не уничтожать грибы, даже если они несъедобны с точки зрения людей: ими питаются лесные жители.
  4. Не разорять муравейники. Ведь муравьи – санитары леса.
  5. Нельзя разжигать костёр: может случиться пожар.
  6. Нельзя приносить домой диких животных, они не могут жить в неволе.
  7. Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям.
  8. Нельзя обрывать паутину и убивать пауков.

 

Мы пришли в удивительный мир, который называется ЛЕС. Что же находится в лесу? Что вы там обычно видите?

- Здесь очень много разных деревьев, кустарников, цветов.

- А для чего мы можем ходить в лес?

- Для отдыха, собирать ягоды и грибы.

- Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Ребята, как бы вы сказали, что такое лес?

- Лес – это дом для живых существ, для деревьев, кустарников, а также животных.

- Ребята, верно, лес – это дом для живых существ, своего рода многоэтажное здание. На каждом этаже размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. Мы пришли к лесу в гости, поэтому должны выполнять его правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. Согласны?

-Да, согласны! (дети соглашаются)

 

Физкульт. минутка:

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлиней.

Ветер сильный налетал, все деревья раскачал.

  • Стоя на одной ноге, потягиваемся – ручки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге.) Наклоны корпуса вперед-назад)

 

Ветки гнутся взад – вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью)

 

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

 

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

(Дети садятся на свои места)

 

  • деревья вас окружают? Давайте перечислим их (берёза, ель, сосна, дуб, осина, ива и т.д.) показать на экране Презентацию: деревья.

 

Разделить детей на две группы и дать каждой группе своё задание: найти рисунок дерева – сосны или берёзы. Обратите внимание на ствол. Каким цветом он? Какие листочки? Есть ли шишки?

Молодцы!

 

А сейчас давайте посмотрим «Кто же у нас самый внимательный». Эта игра называется «Этажи леса».

Называю траву – вы, дети, приседаете;

Кустарники - хлопаете в ладоши;

Деревья – подпрыгиваете.

(Дуб, ель, черёмуха, ландыш, малина, кедр, мох, брусника, кислица, лопух)

- Ребята, вы все очень старались. Хорошо!

А сейчас давайте отгадаем несколько загадок. Готовы?

Виды лесов:

Русская красавица стоит на поле,

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (берёза)

 

Что за девица? Не швея, не мастерица,

  • сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ёлка)

Раскидистый, могучий, Поднялся к самой туче. (Дуб)

Гибкими ветвями склонилась над водой – Любуется собой! (Ива)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Почки – липучие,

Листья – пахучие,

Плоды – летучие. (Тополь)

С моего цветка берёт

Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Да, ребята, сегодня наш урок посвящён защите и охране природы. Человек – это часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать её. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый.
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа - понятия неотделимые. Родина – это наш край, район, наш посёлок, утопающий в зелени лесов.

Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам топливо, мебель, спички, различные изделия.
Ребята, к нам поступило письмо от лесного хранителя – от Лесовичка. И вот что пишет:

Помогите! Помогите!

В лесу беда случилась!

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит.

Люди мусор раскидали.

За собою не убрали!

А давайте, ребята, наведём порядок на нашей полянке:

Практическое упражнение «Сортировка мусора»:

  1. В пакет белого цвета кладут СТЕКЛО;
  2. В пакет жёлтого – ПЛАСТИК;
  3. В пакет голубого – БУМАГУ И КАРТОН;
  4. В пакет чёрного – самый опасный мусор – БАТАРЕИ И АККУМУЛЯТОРЫ.

А вот ещё одно письмо от Лесовичка:

«Ай, да молодцы ребятки, навели порядки! Вот спасибо. Ну, вы тут отдыхайте, лесной красотой наслаждайтесь, а я пока пойду, лес большой, дел много».

Раздать по конфете детям, чтобы они конфету съели, а фантики оставили.

- Цветок, бабочку или листик. (ответы)

Мастер-класс – конструирование «бабочки».

Ведущая: Посмотрите, ребята, какие красивые бабочки у нас получились! Ими можно поиграть, если на неё подуть, то бабочка будет летать! Дыхательное упражнение «Бабочка летает, бабочка порхает».

Дети дуют на бабочку:

1) «Бабочка летает» (глубокий вздох через нос, рот закрыт, губы сложить «трубочкой», длительный выдох через рот);

2) «Бабочка порхает» (глубокий вдох через нос, рот закрыт, губы сложить «трубочкой», выдох через рот короткими рывками).

Вед.: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора немного отдохнуть.

Физкульт.минутка:

Хорошо гулять по лесу…

(дети шагают на месте)

Вот высокая сосна,

(руки поднять вверх над головой, соединив кончики средних пальцев)

К солнцу тянется она

(потянуться на носках вверх)

На поляне дуб старинный

(медленно разводить руки в стороны)

Ветви в стороны раскинул

Приседаем, приседаем

Ножки полностью сгибаем,

Чтобы мышцы упражнять (приседания).

Раз, два, три, четыре, пять. (шагаем на месте).

Вед.: Ребята, а можно ли в лесу разводить костёр? Чем это опасно? Что может случиться, если в лесу разводить огонь?

Ответы детей: пожар, сгорят деревья, погибнут животные, растения, птицы и их гнёзда, насекомые, животные могут покинуть этот лес.

Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин – Ель и Лось.

Их покой побереги! Ведь они нам не враги.

Будем себя вести правильно? Сейчас проверим: поиграем в игру «Разрешается-запрещается». Правила очень просты, я говорю предложение, а вы добавляете – РАЗРЕШАЕТСЯ и хлопаете в ладоши или ЗАПРЕЩАЕТСЯ и топаете ногами. Будьте внимательны!

  1. Разжигать костёр в лесу… (запрещается – топают ногами)
  2. Ловить белку и лису… (запрещается – топают)
  3. Свежим воздухом дышать… (разрешается – хлопают в ладоши)
  4. Всякий мусор оставлять… (запрещается – топают ногами)
  5. Ягодки, грибочки собирать… (разрешается – хлопают)
  6. Ау, кричать… (разрешается – хлопают)
  7. Ветки и кусты ломать… (запрещается – топают ногами)
  8. Муравейник разрушать… (запрещается – топают)
  9. От мамы, папы убегать… (запрещается – топают)
  10. Цветы топтать… (запрещается – топают)
  11. В водоём бутылки бросать… (запрещается – топают)
  12. На пеньке для животных, угощенье оставлять… (разрешается – хлопают в ладоши).

- Ребята, а чем можно угостить животных? А чем нельзя? Почему?

Ответы детей: можно угостить свежими фруктами, овощами, хлебом;

Нельзя угощать солёными, копчёными и жареными продуктами, могут заболеть.

Ведущая: Да, вижу, вы все правила знаете, МОЛОДЦЫ!

Теперь будете соблюдать правила правильно.

Спросить у детей: А куда вы теперь будете бросать фантики от конфет?

Ответы детей: В мусорный бак!!!

- Ребята, а для кого лес является домом?

- Для зверей, птиц, растений, грибов.

- Какие животные живут в наших лесах?

- Лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, волки, рыси, глухари, дятлы, совы и т.д.

Загадки: Прокатился шум лесной – Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет День и ночь добычу ищет.
Ходит - бродит волк молчком Уши серые – торчком. (Волк)

 

Серый ёжик весь в иголках, Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной Ёжик добрый, а не злой. (Еж)

Далеко ещё зима, Но не для потехи
Тащит белка в закрома Ягоды , орехи. (Белка)

По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд, Да малину с веток рвёт. (Медведь)

В рыжем платьице из ситца Раскрасавица лисица.
Хвостик – с белым кончиком, Краска, что ли, кончилась? (Лиса)

Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он

  • жёлуди искал. Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был … (Кабан)

Горбоносый, длинноногий Великан ветвисто - рогий.

Ест траву, кустов побеги С ним тягаться трудно в беге,

Коль такое довелось Встретить, знайте, это… (лось).

Кто с высоких толстых сосен, В ребятишек шишку бросил,

А в кусты, через пенёк, Промелькнул, как огонёк. (белка)

Вед.: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки,

Загадки мудрёные, но вы, ребята, смышленые.

- Ребята, а где все эти звери живут?

- В лесу.

- Как их всех называют?

- Дикие.

Игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом… серый.

Ёж спит днём, а охотится… ночью.

Белка живёт в дупле, а ёж … в норе.

Лиса охотится в одиночку, а волк … стаей.

Зайца от врагов спасают ноги, а ежа… колючки.

Заяц пушистый, а ёжик… колючий.

Лиса живёт в норе, а волк в… логове.

У белки шубка летом рыжая, а зимой … серая.

У зайца хвост короткий, а уши… длинные.

У лисы – лисёнок, а белки… - бельчонок.

Назовите животных, которые залегают в зимнюю спячку (медведь, ёж)

Что птицам страшнее зимой: голод или холод? (голод).

Назовите самого хитрого зверька, который встречается во многих сказках (лиса).

Подвижная игра «Кто больше шишек соберёт».

Дети делятся на две подгруппы и в конце подсчитывается количество собранных шишек.

Игра «Сложи картинку»

Дети складывают картинки с изображениями животных, разрезанные на 4 части: с угла на угол, по прямой. Сложив картинку, дети рассказывают - кто изображён, что им известно о нём.

  • в лесах живут звери и птицы, растут грибы и дикие плодовые деревья. Надо быть внимательным к природе и её обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот. Для животных лес - это дом и пища. А вы знаете - кто ухаживает за лесом? Инспектор лесного хозяйства.
    Переодеться в Лесника . Здравствуйте, ребята! Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают насекомых – вредителей леса, лечат или срубают заболевшие деревья, охраняют леса от пожаров. В разных районах нашей страны созданы заповедники. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они охраняют лес от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами. «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»
    Помните : из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев . Будьте осторожны с огнём. Не забывайте о том, что нужно беречь природу.


    Дерево, цветок, трава и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.


    Ведущая: Лес не только для забавы
    Он богатство всей страны.
    Все деревья в нём и травы
    Нам на пользу взращены.
    Все растенья надо знать
    Их беречь и охранять.
    Ведь из трав лесного царства
    Люди делают лекарства.


    Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только полюбить природу.
    Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая берёза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить всё это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать:
    посадить дерево, ухаживать за парком, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.

Вот и подошла к концу наша встреча.


Ты, человек, любя природу , Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши :
Она - твой давний добрый лекарь, Она – союзница души.
Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую: Нас много, а она – одна.

 

Спасибо за внимание!!!

 


Список литературы:

- Охрана лесов от пожаров в современных условиях. Издательство КПБ. Хабаровск, 2002. 343 с.

- Лесные странички (Выпуск № 1- о пожарах). Комсомольск-на-Амуре, 2002.- 11 с.

-Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя. 2-е издание, доп. М. Просвещение, 1991. 207 с.: ил.

- К. Яковлев. Лесные дивы. М. Детская литература, 2006. – 10 с

- Использование интернет ресурсов.

Урок № 4. Тема: «О диких животных нашего леса».

Цель:закрепить знания детей о диких животных, их детёнышах, о месте проживания.

Задачи:

формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия

уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы

Материалы и оборудование:

— Ноутбук с мультимедийной презентацией «Дикие животные»

Оборудование: презентация занятия, листы с изображением диких животных и их детёнышей.

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята! У всех у нас хорошее настроение и вот с таким настроем мы отправимся в путешествие. А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Они бывают дикими, Живут в лесу дремучем,

Домашними бывают И помогают людям.

Сегодня мы с вами будем говорить о диких животных, которые живут в лесу. Теперь давайте сядем за стол, ножки поставим правильно, спинки выпрямим.

Ребята, к нам сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите,Срочно помогите!

Происходят чудеса,Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходитеИ нас срочно помирите!»

Жители леса.»

Ну что, отправимся на помощь к животным? Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Вед.: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Вед.: Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу. Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Давайте все посмотрим на экран. Посмотрите кто же это?

Дети: Медведь?

Вед.: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Вед.: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Вед.: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран. (дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Вед.: Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех тёплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Вед.: Всю зиму спит медведь в берлоге, только весной проснётся.

Да…Медведь большой сладкоежка, очень любит мёд. Пока мишка лакомится мёдом, мы познакомимся ещё с одним жителем леса.

Вед.: Ой, смотрите,

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Вед.: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Вед.: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета. Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

Вед.: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

Дети: Следы заметать

Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает

(Дети имитируют походку лисы)

Физкульт.минутка:

Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла

Лиса лапотки плела

Возле ёлочки прошла

Что на ёлочке нашла?

(Обнаружили на ёлке грибок)

Вед.: Знаем, знаем, что на ёлке растут шишки и иголки, а цветочки и грибочки не растут на ёлке. А на нашей ёлочке, на сучке висит грибок. Чьи это запасы?

Дети: Белочки

Вед.: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост? Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Вед.: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали

Вед.: Как белочка от мороза спасается?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Вед.: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Вед.: У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живёт? Какой у него домик?

— Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Вед.: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Вед.:Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: — Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Вед.: Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.

Игра с пальчиками и движениями.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

Зайчик ускакал, пришел новый житель,

Кто это, дети?

Дети: Ёжик.

Вед.: Расскажите какой он?

Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые чёрные, уши маленькие, закруглённые. На теле ёжика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растёт густая жёсткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Вед.: У нас осталась ещё одна картинка с животным:

Серый страшный и зубастый

Произвел переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех, …волк

Дети: это волк.

Вед.: Расскажите какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный, всегда ходит в серой шубке, у волка длинный и протяжный вой.

Вед.: Посмотрите у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом.

Вед.: Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вамстаричок Лесовичок:Летним днём, простой тропой,

Зверишлина водопой:За мамой зайчихой прыгал….

Дети: зайчонок.

Вед.: За мамой волчицей топал…

Дети: волчонок.

Вед.: За мамой лисицей крался…..

Дети: лисенок.

Вед.: За мамой медведицей шёл ……

Дети: медвежонок.

Вед.: За мамой бельчихой скакал…..

Дети: бельчонок.

Вед.: За мамой ежихой плелся ….

Дети: ежонок.

Вед.: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось.

-Вам понравилось наше приключение?

Дети: Да!

Вед.: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Вед.: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детёнышам.

Вед.: Вы все молодцы, замечательно занимались.

Спасибо за внимание!!!

 

 

Список литературы:

- Григорьев А.И. «Как ты природу бережёшь?»

- Иванова Г., В. Курашова. Об организации работы по экологическому воспитанию. Дошкольное воспитание.

- Использование интернет ресурсов.

 

Урок № 5. Русские народные обычаи и традиции на Руси

Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Материалы и оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ведущая: Добрый день, ребята! Сегодня у нас тема: «Традиции на Руси».

Очень часто за событиями И за суетою дней

Старины своей не помним, Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны Нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи, Вспомним нашу старину.

Открывает наш урок ……………. песня «Кадриль».

Ведущая:

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать, У ворот стоять!

А как вы, ребята, думаете: когда в деревне в старину устраивались колядки? Дети: на Рожественские праздники.

Ведущая: Совершенно верно, на Рождество. В этот праздник по селу ходили колядовщики, славя молитвами и пением Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова играет солнце.

  1. Видео о Рождестве.

Ведущая: Ребята, а какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты (сравнения): «честная», «широкая», «весёлая»? ответы детей. Верно, Масленица. Это один из самых веселых народных праздников.

Масленица- Масленица,

Блином попеканщица,

Приходи раненько-

Встретим хорошенько:

Сыром, маслом да блином,

Да румяным пирогом!

Ведущая: Отшумела весёлая Масленица, проводил народ зиму и стал ждать весну. Но весна приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды. Первая встреча весны приходится на 15 февраля. Это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются впервой», - говорили в народе. В день весеннего равноденствия – 22 марта – вторая встреча весны.

  1. Видео о Масленице.

Ведущая: На 50-й день после Пасхи праздновалась Троица. На Троицу прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. А вот в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, или в субботу, шли завивать выбранные березки.

На поляне, на лугуГнулася берёзонька.

Завивали девушки, Лентой украшали,

Березку прославляли.

  1. Видео о Троице.

Ведущая: А какой праздник, как вы думаете, мы празднуем в день летнего солнцеворота? Иван Купала. Самые длинные дни, самые короткие ночи: полное торжество света, жизни на земле. Великий день.
Праздничными были все дни летнего солнцестояния — русальная неделя перед Купалой — солнцеворотом. Как и зимние, зеленые Святки насыщены сложной системой обрядов, магических действий, но уже летних, связанных, прежде всего с заботами о предстоящем урожае.

Июль. Жара дневная спала.
Венки на девушках пестры.
Иванов день.

Иван Купала.

Зажёг над речкою костры.

  1. Видео об Иване Купале.

Ведущая: Удивителен, самобытен и неповторим обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остаётся лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку этого обряда, созданного народом в течение многих веков.

  1. Видео о традициях Свадебного обряда.

Ведущая:(игры со зрителями) Русская народная песня.

Ведущая: Вот и подошёл наш урок к концу. Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о русских праздниках, обычаях и традициях. И мы, русские люди, должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...

  • этом я с вами прощаюсь.

До новых встреч у нас в гостях.

Спасибо, ребята, за ваше внимание!!!

 

 

Список литературы:

- Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора. -М.: Музыка, 1966.

-Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: - Детство – Пресс, 2000 г.

- Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество, Ред. Шпикалова Т., Поровская Г.А. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 232с.

- Использование интернет ресурсов.

Отзывы и предложения:

Отзывы воспитателей остались положительными. Поступило предложение – сотрудничать и дальше с детским садом «Одуванчик». Разрабатывать уроки для детей в этом направлении.

Выводы:

Достигли поставленных целей и задач. Продолжить разрабатывать и усовершенствовать данную программу для детей в возрасте 5-7 лет. Добавить, как можно больше информации о Православных праздниках, традициях и обычаях людей. Провести данную работу для детей детского садика «Ёлочка», этой же возрастной категории.

Полученный результат:

Данная программа помогает познакомить детей с историей края и развития нашего посёлка. Узнать, как можно больше о жизни и условиях людей того времени, об их обычаях и традициях. Закрепить знания ребёнка о лесе и его обитателях. Программа позволяет познакомить с обустройством Русской избы и предметами быта, расширить знания о Православных праздниках.

Адрес:
606900, Нижегородская область, городской округ город Шахунья, рп. Вахтан, улица Карповская, д. 17 "А".
Муниципальное учреждение культуры"Вахтанский историко – природный музей"